Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир технологий

Пятница, 26.04.2024

Кулер - основная часть нынешней системы охлаждения, но со временем они приходят в негодность, начинают гудеть и при это хуже гоняют воздух. Дальше два сценария: выбросить и купить новый или привести в работоспособность старый. В этой статье я напишу, как привести в порядок старый кулер, но давайте сначала узнаем на какие типы делятся кулера:

Подшипник скольжения - простейший тип подшипника, состоит из втулки, покрытой антифрикционным материалом, внутри которой вращается вал. В исправном состоянии – уровень шума низкий, однако при износе таких подшипников кулеры в целом начинают сильно шуметь из - за вибрации.

Подшипник скольжения с винтовой нарезкой (винтовка подшипник, по оси Z подшипник) Подшипник скольжения со специфическими нарезами на втулке и оси, осуществляющими рециркуляцию смазывающей жидкости. Шум низкий.  Работоспособность существенно выше чем у простейших подшипников скольжения и приближается к FDB - подшипникам.

Гидродинамический подшипник (FDB подшипника) Усовершенствованный подшипник скольжения, в котором вращение вала происходит в слое жидкости, постоянно удерживающейся внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы давлений. Уровень шума самый низкий. Работоспособность выше, чем у подшипников скольжения, заявляются цифры до 80 тысяч часов, однако в реальных эксплуатационных условиях эту цифры также стоит уменьшить минимум вдвое.

Подшипник качения (шарикоподшипник) Из всех типов подшипников качения в кулерах применяются только радиальные шарикоподшипники, состоящие из двух колец, тел качения (собственно шариков) и сепаратора. Формально – работоспособность выше чем у подшипников скольжения, однако из - за большего ресурса в равных условиях длительной эксплуатации кулеры на таких подшипниках не оказываются более тихими, чем аналоги на подшипниках скольжения, более подверженные износу.

Керамический подшипник качения (керамический подшипник) Подшипник качения с использованием керамических материалов. Низкий. Работоспособность может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах.

А теперь вернемся к тому, как их приводить в порядок! Причины, по которым начинают шуметь не выработавшие свой ресурс вентиляторы, собранные на подшипниках следующие: высыхание смазки, вытекание смазки, использование некачественной смазки и отсутствие смазки (бывает и такое).

Обычный бюджетный вентилятор, работающий по 12 и более часов в сутки, желательно смазывать не реже, чем один раз в год при первой ревизии и через полгода при каждой очередной. Чем чаще делается подобная профилактика, тем меньше износ подшипников и соответствующий ему шум вентилятора.

Вентиляторы, работающие от пониженного напряжения питания, можно смазывать чуть реже. Высокооборотные вентиляторы малого размера следует смазывать в два раза чаше крупных корпусных и процессорных вентиляторов.

Для разборки вентилятора сначала удаляем фирменную этикетку. Затем удаляем резиновую заглушку. (В мелких вентиляторах её функции может выполнять этикетка).

 

 

 

Удаляем резиновое кольцо. Выталкиваем отвёрткой или шилом вал из подшипника. Удаляем второе резиновое кольцо. В некоторых моделях вентиляторов может дополнительно быть одна или две фторопластовые шайбы.

Теперь кисточкой очищаем корпус вентилятора и крыльчатку от пыли, а кусочком ткани все детали подшипника от следов старой смазки.

Застарелую органическую смазку можно удалить самым безобидным растворителем, это спирт.

Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала, предварительно надев первое малосбойное резиновое кольцо. Количество масла удобно дозировать мелкой отвёрткой соответствующего размера. Чем шире жало отвёртки, тем крупнее капля масла.

 

 

Какое масло можно использовать - машинное, веретённое, силиконовое, синтетическое, минеральное, бытовое и другие масла продающиеся в розничной сети.